Close

Защитим Дендросад

Дендросад хотят разделить и одну часть превратить в культурно-развлекательный комплекс… даже если и называют это преобразованием особо-охраняемой природной территории в две особо-охраняемые природных территории. Вопрос: зачем? Ответ нам должен был дать министр природных ресурсов и экологии Омской области Илья Лобов, но он не стал обсуждать это с нами в прямом эфире, а собрал журналистов на пару часов раньше и рассказал свою версию.

Предлагаем эту версию осмыслить. Судить будем по текстам сми, которые были на месте.

Итак, начинаем.

Министр заявляет, что отрезаемая территория не представляет экологической ценности

Странное заявление, да ещё со ссылкой на учёных из Хабаровска, которые героически преодолев все карантинные ограничения, прилетели за тысячи километров в Омск, просидели две недели на обязательной изоляции и всё для того, чтобы за несколько дней (8, 10 и 12 мая 2020 года) провести натурное обследование территории.

И вот что они пишут в своём заключении, находящемся среди документов, представленных Минприроды для общественного обсуждения. Министр, правда, оказался не в курсе, что эти материалы есть в сети. Цитата длинная, но каждое слово в ней значимое и понятное:

«Как показали результаты проведенного экологического обследования, даже небольшое ознакомление с растительным и животным миром определенной части особо охраняемой природной территории памятник природы регионального значения «Областной дендрологический сад имени Г.И. Гензе», несмотря на значительное антропогенное влияние, свидетельствует о естественной уникальности этого сохранившегося островка живой природы, отражающего необходимое разнообразие биологических видов и экологических условий их обитания и произрастания, что несомненно образует повышенную природоохранную, познавательную, историко-культурную ценность и значимость территории в масштабах как отдельно города Омска, так и региона в целом. Кроме встреченных и описанных выше животных и растений, территория служит местом естественного обитания отдельных редких и требующих охраны видов.
Если среди растений редкие, эндемичные и реликтовые виды не выявлены, хотя в целом растительный комплекс представляет несомненную ценность, то среди представителей животного мира – насекомых – редкие виды обнаружены. В частности, таковыми являются охраняемый вид бабочек – махаон Papilio machaon L., внесенный в Красную книгу Омской области, а также редкий вид стрекоз, внесенный в другие региональные красные книги, – красотка-девушка Calopteryx virgo L

Где здесь написано о том, что территория не представляет ценности? Как раз эксперты подтвердили обоснованность статуса памятника природы, который был установлен всё тем же Минприроды менее 10 лет назад.

Или министр думает, что плохой уход за природной территорией, которым должно было заниматься его ведомство, гарантировало разрушение ценного природного комплекса за несколько лет? К счастью, так не произошло. Природа справилась и смогла не только сохранить свою ценность, но и саморазвиваться. За это время увеличилась популяция и видовой состав диких уток, появилась семья ондатры, другие виды «дикой природы» в центре крупного города…

Министр сетует, что за территорией нельзя ухаживать, так как нельзя строить необходимые (кому?) объекты

Это утверждение опровергается самим же министром, когда он презентует первую половину дендросада – благоустроенную и привлекательную для омичей. Так зачем тогда менять статус и понижать уровень охраны? Получается, что не для того, чтобы сохранить «уникальный островок живой природы», а чтобы привлечь сюда абстрактных людей. Но каких людей и для чего сюда нужно привлекать? Ответа на этот вопрос министр дать не может, так как нет проекта благоустройства.

Фото группы Омск — не помойка

Министр считает, что нужно из памятника природы сделать рекреационную зону

По факту, министр предлагает радикально изменить использование территории и не природу здесь охранять, а развивать туризм, спорт, физкультуру, массовые развлечения… И при этом нет никакой ссылки на запросы омичей, которые его об этом просили. Как нет и исследования настоящих и потенциальных пользователей этого пространства. Хотя количество людей, которые в первые дни после опубликования проекта постановления о разделении Дендросада выступили за сохранение этой территории как памятника природы, исчисляется сотнями и тысячами. Получается, что территорию хотят отобрать у существующей многотысячной аудитории, и передать неизвестно кому. Зачем такие сложные маневры против омичей? Может быть у министра или губернатора есть какой-то скрытый замысел, который нельзя озвучивать?

Лебединое озеро

Министр утверждает, что проект благоустройства для памятника природы разработать нельзя

Надеюсь каждый, кто прочитает это утверждение, поймёт, что это откровенная чушь. Конечно, министр не говорит таким прямым текстом, он прикрывает свой тайный замысел рассуждениями о том, что существуют какие-то непреодолимые барьеры. Но ведь это не первый памятник природы в стране, и как-то для всех спокойно разрабатывают проекты и проводят благоустройство. Чем тогда именно эта половина Дендросада такая «из ряда вон выходящая»? Может быть тем, что не природа здесь нужна министру, а рекреация, где могут тусоваться массы людей, бегать, прыгать, заниматься спортом, в перерывах кушать и отдыхать, а также смотреть фильмы и парковать автомобили. Это всё нам обещают объяснить при разработке проекта, но… после понижения уровня защиты территории. «Не верим», хочется громко заявить в адрес чиновников.

Между тем, концепция благоустройства этой территории уже была разработана группой энтузиастов и представлена на общественные обсуждения в 2017 году. Смогли же сделать так, чтобы памятник природы сохранить, и никто их не посадил за нецелевое расходование средств, чего так боится министр.

Проект «Широта 55». Автор — Андрей Шалыгин

Министр обещает, что людей допустят до обсуждения будущего проекта благоустройства

Ага, допустят. Особенно по опыту текущих обсуждений, когда для слушаний «выделили» аудиторию на 20 человек, при десятках и сотнях желающих участвовать. Да и судя по тому, что после нескольких недель кампании #ЗащитимДендросад, которая вовлекла десятки тысяч омичей, министр заявил, что никто не против, можно понять его степень интереса к общественному мнению. Этот интерес нулевой, что означает только одно: застройку территории сдерживают нормативные ограничения, принятые для памятников природы. А как только статус изменят, министр начнёт действовать так, «как законом не запрещено», как он любит приговаривать при каждом неудобном случае, например, при критике его за введение в форму работников экологического ведомства каракуля – изделий из шкурки новорождённого ягнёнка.

Министр клянётся, вслед за губернатором, что на территории не будет коттеджной застройки и коммерческой недвижимости

Смелая клятва, но хотелось бы, чтобы министр и губернатор что-нибудь поставили более существенное, чем их слово. Но в реальности, перечисленные объекты капитального строительства, это только малая часть того, что можно строить. Чиновники прямо заявляют, что будут парковки, ангары для техники, дороги для транспорта, павильоны для занятия спортом, сооружения для развлечения людей, кинотеатры… Только простой перечень этих строений делает невозможным дальнейшее существования «уникального островка живой природы».

Министр уверяет, что никто не выступит против идеи разделения Дендропарка, а все будут только поддерживать его на общественных слушаниях

Видимо министр совсем «выпал из контекста» и не читает сми, не изучает реакцию соцсетей, не интересуется общественным мнением, которое вполне однозначно показывает – омичи хотят сохранения памятника природы и выступают против «благоустройства», предполагающего стройку в любом виде, будь то парковка или павильон для развлечений. Да и количество реальных и виртуальных подписей и голосований уже перевалило за тысячи, что явно превышает категорию «никто».

Подводим итоги анализа министерских слов

Никаких вразумительных аргументов необходимости разделения территории парка природы, для сохранения собственно природы, министр не приводит. Все его доводы направлены на обоснование строительства новой рекреационно-спортивно-развлекательной зоны для массового посещения людьми, что однозначно разрушит уникальный островок живой природы. Именно поэтому нельзя позволить разрезать Дендросад и понижать уровень защиты его половины.

Памятник природы нужно сохранять и бережно за ним ухаживать, учитывая ограничения на хозяйственную деятельность. Вот тогда живая природа в Омске останется.

Сергей Костарев, эколог, профессор ОмГУПС

Кампания #ЗащитимДендросад (вк, фейсбук, телеграм)

© 2020 ЭКОМСК | WordPress Theme: Annina Free by CrestaProject.