Close

Немного о мифе, Масленице и школьном дворе

«…символы и мифы питаются нашими чувствами, эмоциями, нашей памятью. Прошлое возвращается к нам через мифы, которые хранятся в самых темных закоулках нашей памяти» (Цуладзе А.)

Традиционно для многих Масленица считается одним из самых популярных праздников. Шумные весёлые гулянья, яркие наряды, богато накрытый стол воспринимается воплощением широкой русской души. В масленичную неделю повсюду организуются праздничные ярмарки, устраиваются различные игрища и гулянья и, конечно, пекутся блины. Но какое значение имеет празднование Масленицы с социокультурной и мифологической точки зрения?

В социокультурной деятельности важным инструментом является использование культурных традиций для организации мероприятий. В каждой исторической эпохе массовые праздники всегда занимали особое место в организации досуга. Часто праздник мотивируется мифом, то есть событием, рассказываемым в мифе. Праздник через мифологизацию прошлого приобщает людей к коллективной памяти, позволяет ощутить и осознать чувство длительности времени, отстраниться от повседневного бытия, возвращаясь к древним традициям.

К примеру, традиция празднования Масленицы направлена на то, чтобы проводить зиму и встретить весну. Корни этого древнего славянского праздника уходят в языческую культуру. В то время наступление нового года отмечали 1 марта, то есть 14 марта по новому стилю. Масленица празднуется неделю, и каждый день по традиции происходит какое-то особое событие или ритуал: от постройки снежных гор до кульминации – сжигания на костре соломенного чучела.

В Омске в этом году Масленицу праздновали в самых разных местах города. Например, школа № 104 организовала у себя во дворе праздник в честь Масленицы. Событие было приурочено к «Фестивалю сообществ» в рамках проекта «Город решает». Стоит отметить, что идея мероприятия появилась во время одной из проектных сессий сессий. Некоторые ученики из школы № 104 задействованы в «Город решает» и работают в команде по изучению и развитию территории – школьного двора. Благодаря Масленице команда решила привлечь внимание к проблеме благоустройства данной территории и превращению её в общественное пространство.

В программе мероприятия присутствовали элементы народных празднеств, характерные для Масленицы. Сразу после открытия праздника начались конкурсы: «частушечный баттл», показ масленичных образов, взятие снежной крепости, хороводы и сжигание масленицы. Всё главное действие происходило на центральной площади – школьном дворе, который был тематически украшен. На Масленице также действовала ярмарка, которая называлась «Обжорные ряды», там можно было взять блины, гречку, сушки, баранки и даже купить сувениры.

Так как данное мероприятие проходило в территории локального общественного пространства, организаторы не рассчитывали, что праздник посетит большое количество людей. Тем не менее, на Масленицу пришло около трёхсот человек. Людей информировали с помощью стендов и афиш, размещённых по всей территории школы, а также были новости о событии, которые публиковались на страницах в социальных сетях, на сайте проекта «Город решает» и на сайте администрации города Омска.

Таким образом, проведение Масленицы в школьном дворе способствовало укреплению связи между школьниками и учителями, улучшению коммуникации между местными жителями и остальными горожанами, а также позволило младшему поколению узнать больше про особенности и традиции этого праздника. Мероприятие, в целом, прошло хорошо. Этому поспособствовала хорошая организаторская работа, коллективный труд школьников, помощь волонтёров и участие в проекте «Город решает» и т.д.

Стоит отметить, что пример проведения Масленицы школой № 104 позволяет выявить то, что мероприятие является одним из инструментов социокультурного программирования. Далее, в будущих статьях, будет подробно рассмотрено это понятие, его структура и функции.

Диана Колесникова

© 2020 ЭКОМСК | WordPress Theme: Annina Free by CrestaProject.