Close

Кремний нас убьёт?

Исполнился год как массовое движение против кремниевых заводов вышло на первый марш в Омске. Стихийный гражданский протест тогда собрал тысячи участников групп в социальных сетях и около полутысячи демонстрантов. Для Омска это было в новинку. Скептиков тоже хватало – многие поддались массированной государственно-частной пропаганде, а многие просто не верили с возможность изменить ситуацию.

Источник — РИА Омскпресс: http://omskpress.ru/blogs/mess/608/

Инициаторы строительства отреагировали быстро и собрали дискуссию, в которой участвовали более десятка «авторитетных» защитников кремниевых заводов и два активиста от протестного движения (одному из них – Алексею Николаеву, так и не дали слова). На дискуссии кремнизаторы Омска уверяли, что завод безопасен и его начнут строить в марте 2012 года. Но время шло, митинги и шествия проходили ежемесячно, на них приходили десятки новых и новых люди, которые однозначно были против таких «прогрессивных» идей. А руководство области и кремнизаторы продолжали убеждать население, что строительство завода — это панацея от безработицы и прорыв в технологиях. Помогали им и «сетевые» энтузиасты, уверяя, что движение организовано «под выборы». Минул март, потом началось лето, выборы закончились. А завода как не было так и нет.

Некоторые журналисты даже стали утверждать, что «Кремниевый завод в Омске – это миф».

Но инициаторы строительства не унимаются, приглашают в Омск своего немецкого партнёра по кремниевому производству, обещают инвестиции и вновь организуют встречу Минпрома с общественностью «для обсуждения проблемных вопросов и перспектив строительства завода по производству поликристаллического кремния». Как видно из письма чиновников: вопроса строить или не строить – не стоит, и «строительство завода … ЗАО НПО «Силарус» предполагается в рамках реализации проекта ПАРК». Правда время для встречи с общественностью выбрано очень странно в рабочий день с утра: либо чиновники полагают, что общественность – это безработные и пенсионеры, которым не надо ходить на работу, либо не хотят видеть на встрече наиболее активных и деятельных противников.

Так кто прав – те, кто считает, что завода не будет и обвиняют противников кремниевых заводов в популизме и бессмысленных протестах, или ответственное министерство регионального правительства?

Бессмысленно пытаться ответить на этот вопрос сейчас, да и не это важно. Важно то, зачем предлагается экономически неэффективный, экологически опасный проект, который ещё и не принимается тысячами омичей? Поистине гамлетовский вопрос. Попробую изложить своё видение происходящих процессов в тексте, в надежде, что поставленные вопросы будут заданы на встрече, на которую вряд ли смогу попасть не нарушая трудовую дисциплину.

Итак, два ключевых утверждения кремнизаторов.

Утверждение 1. Поликристаллический кремний сейчас очень нужен во всём мире, а его производят мало.

Не буду приводить результаты излишне подробного анализа рынка поликристаллического кремния, но его цена за последние 3-4 года упала в десять раз (с 200 долларов за килограмм до 20 долларов за килограмм и ниже). Что говорит как об изменении технологии, так и о падении совокупного спроса – рынок попросту насыщен предложениями. Но это, конечно, не главный аргумент, чтобы отказаться от проекта.

Главный аргумент – это судьба первого российского завода по производству поликристаллического кремния в городе Усолье-Сибирское, что под Иркутском. А судьба у завода печальная, и это несмотря на то, что получил инвестор – российская компания НИТОЛ кредитную линию на 100 миллионов долларов от Евразийского банка реконструкции и развития, да и сам Путин одобрил строительство этого завода ещё в 2010 году.

Но так и не заработал он на полную мощность, а с ноября месяца прошлого года и информация на сайте НИТОЛа не обновляется, да и на неполную рабочую неделю переведены работники с весны этого года. И теперь уже губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев включается в спасение завода, вместо того, чтобы жизнь прибайкальскую развивать: «Мы примерно с мая-июня месяца по ноябрь [2011 года] вели очень плотные разговоры с генеральным директором «Роснано» Анатолием Борисовичем Чубайсом. Во многом благодаря его позиции, как и позиции Германа Грефа — главы «Сбербанка», ситуация на предприятии «Нитол» отведена от финансового коллапса — от финансового и промышленного краха. Потому что прежний менеджмент вел предприятие к большой беде». Не понятно только, зачем спасать, если очевиден провал?

Мало того, жители Усолья-Сибирского возмущены деятельностью «инновационного» предприятия, так как из-за него практически прекратили существования градообразующие химические производства и тысячи людей остались без работы. «Куда делись инвестиции, направленные в рамках государственной поддержки?», «На кой чёрт строили, если спроса нет?» — вот мнения местных специалистов. Но деньги-то потрачены, значит кто-то их получил.

Вот такие чудеса «всероссийских прожектов». И нет оснований считать, что омские компании чем-то будут отличаться от других российских. Точно также без оснований заявляют о прибыльности и перспективности, точно так же используют устаревшие и дорогие технологии, точно также просят поддержки у региональных и федеральных властей. А что потом мы с вами будем делать, когда они скажут: «ну не получилось … форс-мажор…»? Это был риторический вопрос.

Утверждение 2. Завод будет спроектирован по всем экологическим требованиям и не будет представлять экологической угрозы.

Вот цитата из аналитического обзора авторитетной консалтинговой компании: «Необходимо отметить, что, несмотря на свою распространенность и отлаженность техпроцесса, Сименс-процесс является очень энергозатратной технологией. Кроме того, использование в качестве промежуточного сырья ТХС (трихлорсилана – прим. СК) связано со значительными экологическими рисками производства. Класс опасности ТХС согласно классификации ООН – 4.3. В связи с этим существуют определенные ограничения по расположению таких предприятий и удаленности их от населенных пунктов».

Таким образом, во-первых, выбранная технология относится к экологически опасным. В этом случае – защищай не защищай, а опасность первой категории у производства будет.

Во-вторых, технология-то выбрана старинная, и главный её недостаток – высокая энергоёмкость. А высокая энергоёмкость потребует строительства в Омске ещё одной ТЭЦ, либо на экибастузском угле, либо на мазуте. Что это значит для Омска — знают жители Октябрьского округа, которые постоянно жалуются на ТЭЦ5. У нас в Омске и так проблемы с загрязнением атмосферы и золошлаковыми отходами, так они возрастут ещё больше.

Прошёл год с первого массового шествия против кремниевого завода, но мы вновь пошли на митинг и будем протестовать дальше, чтобы у кремнизаторов даже мысли не возникло о том, что мы готовы расслабиться или сдаться. Не дождутся! Не нужны нам в городе якобы «инновационные» опасные проекты, нам нужен нормальный здоровый города. Как этого добиться? У меня есть предложения, но это уже другая история.

Источник — РИА Омскпресс: http://omskpress.ru/blogs/mess/608/

© 2020 ЭКОМСК | WordPress Theme: Annina Free by CrestaProject.